Предварительная экологическая оценка – неокончательный диагноз

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Добрая воля, инициатива предприятий и экологическая деятельность » Предварительная экологическая оценка – неокончательный диагноз


Как видно, изменения в различных аспектах деятельности могут как отрицательным, так и положительным образом сказываться на состоянии окружающей среды, здоровья персонала и населения. Многие из приведенных в таблице аспектов и соответствующих им воздействий имеют финансовую сторону, отличную от платежей за загрязнение окружающей среды. Проще говоря, ликвидация потерь не требует материальных затрат (нужна лишь ответственность), но приносит выгоды. В последнем случае, в связи со спецификой производства, они оценены в 3-5% снижения себестоимости продукции. Мало? Но на обсуждаемом предприятии вклад заработной платы в структуру себестоимости не превышает пяти процентов!

Организация должна идентифицировать экологические аспекты, принимая во внимание не только процесс производства, но и сырье, материалы, энергию (входные параметры производства), продукцию, услуги (выходные параметры производства), характерные как для существующих, так и для прошлых видов деятельности. Следует учитывать как нормальное, штатное функционирование предприятия, так и условия пуска и демонтажа (закрытия) производства, вероятные нештатные и аварийные ситуации. При проведении предварительной экологической оценки можно использовать контрольные (опросные) листы, приемы интервьюирования, проверки, измерения, принимать во внимание результаты прошлых экологических аудитов и других оценок, в зависимости от видов деятельности, характерных для организации. Полезно также предусматривать заполнение персоналом предварительной анкеты, где сосредоточены вопросы, касающиеся не только экологической деятельности, документации и эффективности предприятия, но и общего менеджмента, внешних и внутренних условий, ресурсов и возможностей.

При идентификации экологических аспектов большую роль играет и оценка требований законодательных и нормативных документов, определяющих природоохранную деятельность предприятия. Не вдаваясь в рассуждения о выполнимости требований, установленных в России, отметим, что организации всегда выигрывают, создавая и обновляя перечень документов федерального, регионального, отраслевого уровней, действие которых на них распространяется.

Кроме того, многие руководители с энтузиазмом относятся к введению стандартов предприятия, которые могут быть строже, жестче, чем государственные нормативы и требования. Такие стандарты уже используются теми организациями, которые получили или планируют получить сертификат соответствия стандартам в области менеджмента качества. Возможность разработки экологических стандартов предприятия

рассматривают и приверженцы ISO 9000, и простые смертные, и это укрепляет нас в мысли о том, что такая готовность представляет собой еще одну предпосылку развития системы экологического менеджмента

. Примеры форм (регистров), рекомендуемых для подготовки перечней действующих законов, нормативно-технических актов, стандартов приведены в таблице 3.

Таблица 3

. Пример формы для подготовки перечня действующих законов, нормативно-технических актов и стандартов (фрагменты)

1. Требования экологического законодательства Российской Федерации, нормативно-технических, санитарно-эпидемиологических документов и документов по охране труда и производственной безопасности

Наименование Закона и (или) подзаконного акта

Формулировка требования

Примечания

Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 № 1404.

В пределах водоохранных зон запрещаются:

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов .

проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов .

Введено в 1996 году взамен утратившего силу Постановления Совета Министров РСФСР № 91 от 13.03.89

Разъясняет требования Водного кодекса РФ. Касается юго-восточного участка промплощадки, примыкающего к реке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4