Психологические аспекты адаптации детей к школе

Экология человека » ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА » Социальные аспекты адаптации детей » Психологические аспекты адаптации детей к школе


Дети же с повышенной самооценкой, как правило, недостаточно строги к себе. Они-то и предъявляют повышенные требования к окружающим. А это мешает им установить ровные и доброжелательные отношения в коллективе.

Не меньшую тревогу вызывают те дети, у которых самооценка занижена. Они, как правило, робки, не уверены в своих силах. А это мешает учебе и становлению в коллективе.

Младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 11–12 лет) чем старше школьник, тем больше у него повышается точность восприятия и тонкость различения в области деятельности органов чувств – зрительного, слухового, двигательного и др.

Но при всей впечатлительности и любознательности младшего школьника его восприятие все-таки недостаточно еще организовано, нет еще необходимого умения целенаправленно смотреть и видеть, слушать и слышать и т. д.

Внимание младшего школьника определяется его непосредственным интересом (непроизвольное внимание). Волевое, произвольное внимание развито еще слабо. Очень трудно сосредоточить ребенка на чем-либо интересном для него. Внимание его легко отвлекается. Одной из важных задач школы является воспитание внимания школьника, особенно произвольного.

Память младшего школьника имеет преимущественно наглядно-образный характер. Школьник должен обогатить свою память научными знаниями, умением и навыками. Поэтому необходимо с самого начала школьной жизни приучить его к осмысленному запоминанию, ограничивая все больше и больше механическое запоминание.

Дети в этом возрасте легче запоминают конкретный, интересный, яркий материал – факты, движения, эпизоды, имена. Заучивание осуществляется у них обычно путем слушания и повторения (упражнения). Самостоятельное пользование при этом книгой и записями слабо выражены даже в старших классах начальной школы.

Мышление школьников развивается в единстве с развитием речи и постепенным овладением научными понятиями, в частности временными и пространственными на основе ознакомления детей с некоторыми существенными признаками предметов, явлений и овладения определенным кругом знаний о природе и обществе. Но мышление младших школьников имеет наглядный, предметный характер. Важную роль в процессе предметного мышления играют связи представлений по чисто внешнему сходству. Ребята склонны к фантазированию и превращению иногда трудового процесса в игру. Самоконтроль в усвоении и понимании у них развит очень слабо.

Все дети шестилетнего возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически – эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически – новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменится поведение, ухудшится качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию в своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность.

Перегрузки, которые испытывает младший школьник, приводят к утомлению.

Работоспособность – обладание способностью к работе – зависит от многих факторов. Здесь должна быть эмоциональная заинтересованность деятельностью. У ребенка должен быть интерес к конечному результату. Совершенно необходимо волевое усилие, а также участие внимания, мышления, памяти.

Напряжение всех психических процессов быстро утомляет детей, если у них нет интереса к деятельности. Воля шестилетнего малыша еще недостаточно развита. Поэтому он не может долго с помощью только волевых усилий организовать себя на выполнение задания учителя. Отсюда быстрая психическая утомляемость. Психическое утомление, необходимость тихо сидеть в соответствии со школьными правилами, которые лишают ребенка подвижности, приводит к физическому утомлению. Чем он младше, тем меньше его работоспособность, тем быстрее наступает утомление.

Психологическая напряженность проходит через полтора-два месяца. Если учитель и воспитатель спокойно и планомерно осуществляют режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность спадает. Режим и снятие психического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие.

Конечно, есть ослабленные физически и психически дети. Они быстрее утомляются. Начинаются капризы, плаксивость. Такие дети часто болеют. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в плаче по самому незначительному поводу. Эти дети требуют специального внимания учителя и воспитателя.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6