Психологические аспекты адаптации детей к школе

Экология человека » ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА » Социальные аспекты адаптации детей » Психологические аспекты адаптации детей к школе


Словарный фонд подростка растет за счет усвоения им главным образом терминов из учебных предметов.

В связи с обучением алгебре, геометрии и усвоением общих понятий из других учебных предметов развивается отвлеченное мышление. Но мышление подростка в значительной мере еще конкретно. Однако у него уже наблюдаются поиски объяснения причин тех или других явлений за пределами непосредственно сейчас наблюдаемых фактов.

Он отличается также категоричностью суждений, повышенной эмоциональностью, нередко грубостью, увлекается тем или другим писателем, героем, той или другой отраслью знания, тем или другим видом искусства, спорта и т. д., при этом предмет своего увлечения он оценивает очень высоко.

Подростку доставляет большое удовольствие энергичное и успешное действие. Но он часто не учитывает своих реальных возможностей, делает нередко поспешные умозаключения без достаточных оснований и впадает в досадные противоречия с самим собой и окружающими.

К тому же в этот период начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости.

Все это происходит на фоне социальной беспомощности и бесправия, полной зависимости от родителей. Так как серьезные сдвиги в физическом и личностном развитии идут в неизменяющейся обстановке в семье и школе, претензии подростка на взрослость чреваты конфликтами с родителями и школой. Сохранение родителями прежних отношений к подростку либо приводит к подчинению подростка и формированию у него пассивной позиции в жизни и социальной неприспособленности, либо вызывает у него негативные реакции, противодействия требованиям родителей и школы, уход в свою компанию. При этом у подростков наблюдается сильная тяга к взрослой жизни, стремление подражать взрослым, что особенно проявляется в желаниях овладеть умениями взрослых (водить автомашину, мотоцикл, ходить на охоту, рыбалку, следить за своим внешним видом, пользоваться косметикой, курить и пр.).

В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим недостаткам, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются, отсюда попытки голодания или ограничений в еде с целью похудеть или, наоборот, переедание в надежде поправиться, усиленные занятия физическими упражнениями для приобретения силы ит.п.

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими (обычно подростки считают, что взрослые относятся к ним плохо или хуже, чем они заслуживают). Действительно, значительные отклонения от «нормы» (слишком худые, полные, высокие, низкие, слабые и пр.) могут стать предметом насмешки со стороны других детей и поводом для ущемленного самолюбия, чувства неполноценности, зависти к другим или стремлению быть первым в каких-то делах (учебе, спорте, искусстве и т. д.).

Подростки чаще начинают опираться на мнения своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.

Старший школьный возраст.

В старшем школьном возрасте (от 14–15 до 17–18 лет) в жизни учащихся 8, 9, 10 и 11 классов средней школы – в этом периоде ранней юности, в возрасте перспективных планов, мечтаний и дум о будущем самостоятельном пути в жизни – происходят весьма серьезные события.

Эти вехи в развитии юношей и девушек-старшеклассников определяют их общую моральную направленность, под влиянием которой успешно совершенствуются все психические процессы и свойства личности молодого человека.

Восприятие старшеклассников становится еще более глубоким, целенаправленным. Развивается систематическая наблюдательность, подчиненная их учебно-научным, общественным, производственно-трудовым интересам.

Произвольное внимание развивается сильнее, делается еще более устойчивым и избирательным.

Учащийся широко пользуется книгами, записями, планами, тезисами, конспектами, схемами. Изыскиваются более рациональные приемы заучивания и правильного воспроизведения по памяти.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6