Эколог

Литература » Эколог


Крестьянский однотягловый двор (4 души) в среднем имел две коровы, одну-две лошади для пахоты, две овцы, одну свинью и 5-8 кур. В условном расчете это эквивалентно шести головам крупного рогатого скота. Для них нужно было заготовить сена по нормам XVIII века примерно 620 пудов. А крестьянин вместе с семьей в лучшем случае мог накосить 300. И так было всегда. Какой же выход? Скоту давали солому, которая малокалорийна и напрочь лишена витаминов. Но и соломы не хватало! Свиней и коров кормили лошадиным навозом, осыпая его отрубями. Вечной головной болью председателей колхозов и русских помещиков была хроническая бескормица крестьянского скота. Скотина к весне буквально падала, ее подвешивали.

По всем законам при трехпольном севообороте земля каждые три года должна удобряться. А в реальной практике крестьяне удобряли землю примерно раз в 9 лет. Даже поговорка такая была: «добрая земля навоз 9 лет помнит». А были места в России - даже в начале XX века - где удобряли землю раз в 12, 15, 18 лет. А в Вятской губернии например - раз в 20 лет! О какой урожайности может идти речь?

- Летом русский крестьянин вставал в третьем-четвертом часу ночи и шел на скотный двор - задавать корм убирать навоз - а потом до обеда работал в поле. После обеда был часовой-полуторачасовой сон. Спать мужики ложились в одиннадцатом часу. Женщины немного позже, поскольку сидели за рукоделием. Зимой режим был практически тот же с тем только исключением, что ложились спать на час раньше - в десять.

Жизнь русского крестьянина не сильно отличалась от жизни первобытного неолитического дикаря. Разве что в худшую сторону . Что представляла собой русская изба, например? Низкое однокомнатное сооружение крытое соломой. Про отсутствие потолка уже сказали. Пол зачастую был земляным. Входная дверь - редко выше метра, а иногда встречались двери и по полметра! Типичная русская изба до XIX века топилась по-черному. Окон в этом странном сооружении не было. Дым выходил в так называемые волоковые оконца размером в полбревна. О постельном белье и даже матрацах и перинах крестьяне долгое время вообще представления не имели, спали на дерюге и соломе. В одной «комнате» вповалку спали на лавках и полатях 8-10 человек. Здесь же находилась скотина - куры, свиньи, телята . Воображение зарубежных путешественников поражали свисающие с полатей головы, ноги, руки. «Мне ежеминутно казалось, что они свалятся на пол» - писал исследователь русского быта Кокс.

По сути, страна разделилась на два человеческих «подвида» - культурную, европейски образованную аристократию, кушающую с фарфора и обсуждающую стихи Овидия, и абсолютно серую забитую полуживотную суеверную массу, по-скотски живущую на пределе возможностей и далеко-далеко за пределами нищеты. Ясно что эти «подвиды» не только не понимали, но и не могли понять друг друга: между ними - пропасть. Порой они даже говорили на разных языках - одни на русском, другие на французском. Две страны в одной . Элои и морлоки.

Когда Петр I начинал свои реформы, в России было 6% не крестьянского населения. Только шесть! Потому что живущее впроголодь крестьянство большее количество иждивенцев прокормить при здешнем климате просто не могло. И из этих шести процентов формировалось монашество, дворянство, армия, чиновничество, наука . Удивительно неэффективная страна!

Уровень жизни элиты не просто разительно, а катастрофически отличался от уровня жизни 94% населения. В то время как черные крестьяне ели жмых и лебеду, по весне собирали сныть - первую проклюнувшуюся травку с мелкими такими цветочками . в это же самое время русская знать круглый год кушала арбузы, сливы, лимоны, апельсины и даже ананасы.

Отупляющий ежедневный труд, не приносящий однако сколько-нибудь значимых плодов и не сулящий перспектив; черный беспросветный быт; жизнь на грани постоянного голода; абсолютная зависимость от погодных условий не могли не сказаться на формировании русского психотипа.

Сколько бы ты ни работал все равно все в руках Божьих, захочет - даст, не захочет - сдохнешь. Работай не работай - от тебя почти ничего не зависит. Отсюда в русских эта вечная зависимость от «решений свыше». Отсюда доходящая до мракобесия суеверность и вечный расчет на авось. И по сию пору основными богами после Христа для россиянина остаются Великий Господь Авось и брат его Небось.

Все жизненное время русского человека, кроме сна, с самого детства уходило на простое физическое выживание. Беременные бабы горбатятся в поле до последнего и там же рожают. Не зря в русском языке слова «страда» и «страдания» имеют один корень . Живущий в вечном экстремуме человек, у которого вымирает до половины родившихся детей перестает ценить и чужую и собственную жизнь. Которой все равно не он, а Бог распоряжается. Отсюда и отношение к детям совершенно потребительское. Дети - вещь для подмоги по хозяйству. Отсюда и обращение к любимым чадам: «Убить тебя мало!»

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9