Радиационно опасная Мурманская область России

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Радиационно опасная Мурманская область России


Как видим, проблемы, связанные с эксплуатацией ядерно- и радиационно опасных объектов, до настоящего времени не решены. Это объясняется, прежде всего, отсутствием целостной законодательной и нормативной базы в области использования атомной энергии, недостаточным бюджетным финансированием и ведомственной разобщенностью.

Из всей совокупности проблем следует выделить первоочередные, которые требуют принятия неотложных решений.

1. Утилизация судов атомного технологического обслуживания (АТО)

В Северном регионе сосредоточено более 70 судов АТО. Большинство из них выслужило установленные сроки и находится в неудовлетворительном техническом состоянии. На этих судах размещены отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) и радиоактивные отходы (РАО). Защитные оболочки хранилищ, которые могли бы предотвратить выход радиоактивности в окружающую среду в случае аварии, конструктивно не были предусмотрены. Авария такого судна в акватории Кольского залива приведет к экологической катастрофе в Северном регионе с радиологическими последствиями для его населения. В результате трансграничного переноса радионуклидов такой же опасности может подвергнуться население соседних Скандинавских стран.

Гражданский атомный флот является государственной собственностью. Атомные ледоколы и суда АТО находятся в доверительном управлении ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП). В составе судов АТО находится плавтехбаза (птб) «Лепсе» — хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Судно является самым ядерно- и радиационно опасным плавучим объектом в России. Начало постройки судна 1934 год, в 1963 году оно было переоборудовано под плавтехбазу. Судно базируется на в г. Мурманске вблизи сложного судоходного фарватера.

В настоящее время между ОАО «ММП» и европейскими донорами подписаны соглашения о предоставлении безвозмездной финансовой помощи для разработки и реализации проекта по выгрузке ОЯТ из птб «Лепсе». Общий объем финансирования проекта составляет 12,028 млн. евро. Разработка проекта начнется в текущем году. Реализация проекта должна завершиться к 2008 году. Извлечение ОЯТ является только частью работ по комплексной утилизации птб «Лепсе». Общая стоимость работ по комплексной утилизации судна составляет 22,37 млн. евро. Финансирование проекта в рамках ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 гг. не предусматривается.

Необходимо решить вопрос о выделении средств на проект «Комплексная утилизация плавтехбазы Лепсе» из Федерального бюджета, безотлагательно выполнить разработку проекта «Комплексной утилизации плавтехбазы «Лепсе» и его последующую реализацию. Опыт утилизации птб «Лепсе» может быть использован при утилизации других судов АТО Северного флота и гражданского атомного флота.

Предлагается разработать «Концепцию безопасного отстоя судов АТО с их последующей утилизацией». Координировать эту работу должно Агентство по атомной энергии России.

2. Обращение с ядерно-энергетическими отсеками надводных кораблей и атомных ледоколов

По поручению Минатома России была разработана «Концепция утилизации атомных подводных лодок». В этом документе говорится о необходимости разработки отдельной концепции утилизации надводных кораблей с ядерно-энергетическими установками (ЯЭУ). Комплексное решение этой проблемы должно также предусматривать утилизацию атомных ледоколов и последующее обращение с их отсеками. Вывод атомных ледоколов из эксплуатации, выслуживших установленный срок, планируется на 2008 год. Разработка единого подхода к решению этой проблемы позволит рационально использовать средства Федерального бюджета.

Предлагается разработать «Концепцию утилизации надводных кораблей с ЯЭУ и атомных ледоколов» и приступить к разработке проектов их утилизации. Координировать эту работу должно Агентство по атомной энергии России. При формировании Федерального бюджета следует предусмотреть финансирование для выполнения этих работ.

3. Обращение с отработавшим ядерным топливом

В настоящее время функционирует транспортно-технологическая схема, обеспечивающая обращение с ОЯТ и его транспортировку на ПО «Маяк» для последующей переработки. В этой схеме задействованы плавтехбазы (птб) «Лотта» и «Имандра» ОАО «ММП». Инфраструктура ФГУП «Атомфлот», где базируются суда гражданского атомного флота, обеспечивает загрузку ОЯТ в спецэшелоны. ФГУП «Атомфлот» является в северном регионе одним из двух пунктов, откуда осуществляется вывоз ОЯТ, в том числе утилизируемых АЛЛ.

Перейти на страницу: 1 2 3