Место информационной среды в экосистеме «человек – социум»

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Место информационной среды в экосистеме «человек – социум»


В описании современной информационной среды целесообразно исходить из двух основополагающих посылок: во-первых, общество, в котором обитает человек сегодня, – это информационное общество, во-вторых, в социуме, базирующемся главным образом на информации, проживает теперь новый человек – человек информационный (Homo Informaticus) – продукт информационного общества. Это данность.

Наравне с понятием «информационное общество» в науке активно используются такие понятия, как «технотронное общество» (З. Бжезинский), «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «общество знания» и др. Наиболее глубоко «информационное общество» изучено в книге Э. Тоффлера «Третья волна». По мнению этого американского футуролога, человечество развивается «волнами», в соответствии с развитием науки и техники. «Вплоть до настоящего времени, – пишет Э. Тоффлер, – человечество пережило две огромных волны перемен, и каждая из них, в основном, уничтожала более ранние культуры или цивилизации и замещала их таким образом жизни, который был непостижим для людей, живших ранее. Первая волна перемен – сельскохозяйственная революция – потребовала тысячелетий, чтобы изжить саму себя. Вторая волна – рост промышленной цивилизации – заняла всего лишь 300 лет. Сегодня история обнаруживает еще большее ускорение, и вполне вероятно, что Третья волна пронесется через историю и завершится в течении нескольких десятилетий» [5]. Темпы изменений действительно настолько впечатляющи, что можно предположить – грядущие волны будут иметь молниеносную динамику (четвертая схлынет за месяцы, пятая – за недели, шестая – за дни…). Следует учитывать, что Э. Тоффлер писал свою книгу в то время, когда само информационное общество еще не сложилось, а его концепция имела во многом прогностический характер.

Сельскохозяйственные цивилизации Первой волны, которые в свое время возникли и постепенно пришли в упадок на территориях современных Китая и Индии, Бенина и Мексики, Греции и Рима, несмотря на внешние различия, имели фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Повсюду господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов. Во всех цивилизациях власть была жестко авторитарной, социальное положение человека определяло его место в жизни, экономика имела децентрализованный характер, каждая община производила большую часть необходимого.

Триста лет назад – плюс-минус полстолетия – произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, – Вторая волна – пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов. Силы Первой волны окончательно были разбиты к середине XX века и на Земле воцарилась «индустриальная цивилизация». Капиталистическое общество, прежде всего, основывалось на массовом производстве, массовом распределении и массовом распространении культурных стандартов. Во всех промышленных странах до недавнего времени ценилось то, что можно назвать унификацией, единообразием.

Однако, всевластие Второй из волн было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая, третья по счету, волна, несущая с собой новые институты, отношения, ценности. В обществе Третьей волны (оно же – супериндустриальное общество) капитал и труд как основа всего уступают место информации и знанию. Но каковы последствия наступления новой эры? Разрыв семейных уз, колебания в экономике, паралич политических систем, разрушение наших ценностей – на все это оказывает воздействие Третья волна, принося с собой присущий ей новый строй жизни, основанный на разнообразных возобновляемых источниках энергии; на методах производства, делающих ненужными большинство фабричных сборочных конвейеров; на новых не-нуклеарных семьях; на новой структуре, которую можно бы назвать «электронным коттеджем»; на радикально измененных школах и объединениях будущего. Возникающая цивилизация пишет для нас новые правила поведения и ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации, за пределы стремлений к накоплению энергии, денег или власти… Это – цивилизация со своим собственным представлением о мире, со своими собственными способами использования времени, пространства, логики и причинности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9