Экологический кризис, два мира в философии и эко-совместимость знаний

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологический кризис, два мира в философии и эко-совместимость знаний


В настоящее время, когда в процессе бурной и невиданной на протяжении известной истории экспансии науки и техники происходит стремительная ломка представлений и изменение образа жизни и знаний, важнейшей задачей и проблемой цивилизации является задача сохранения и защиты окружающей среды.

Едва ли может быть подвергнуто сомнению, что для решения этой задачи необходимо внимательным и тщательным образом провести анализ тех причин, которые имеют следствием современный глобальный экологический кризис и способны привести в ближайшем будущем к необратимому нарушению равновесия.

Очевидно также, что такой анализ с необходимостью приводит к следующим вопросам.

Не связаны ли эти причины с экономикой, и если связаны, в какой мере?

Являются ли они необходимым либо временным следствием научно-технического прогресса и законов Природы?

Не порождается ли экологический кризис в первую очередь ложными знаниями, представлениями, мировоззрениями как общества в целом, так и отдельных людей и групп людей?

Ключ к ответу на поставленные вопросы, как нам представляется, связан с тем вековым философским спором, о котором говорил В.С.Соловьёв в «Жизненной драме Платона»: «Вся сила той критики, которую древнейшая, то есть до-сократовская философия обращала на богов и уставы отеческие, может быть выражена одним словом – относительность. «То, что вы считаете безусловным и потому неприкосновенным, - говорили философы своим согражданам, – на самом деле весьма относительно и потому подлежит рассмотрению и суждению, а в своей мнимой безусловности – осуждению и упразднению» . Отвергнув или отодвинув на второй план традиционные устои жизни человеческой, они утверждали открываемые разумом первоосновы жизни всемирной, космической – от воды и воздуха первых ионийцев до равновесия единящей и разделяющей силы у Эмпедокла, до Анаксагорова мирового ума и Демокритовых атомов и пустоты.»

Два направления в философии являют собой два диаметрально противоположных мира, порождая и отображая фактически две разные цивилизации, на которые и теперь расколото человечество. Эти два мира представлены сегодня не только в любом обществе и государстве, но и живут в каждой человеческой душе, разделённой и разъединённой на два полюса. На одном полюсе – вера в высшие идеалы, абсолютные ценности и Красоту, в священное происхождение и предназначение человека (линия Сократа-Платона). На другом полюсе – отрицание высших духовных ценностей, сведение к примитивным формам, материализм и потребительские ценностные системы, основанные на эпикурейском провозглашении удовольствий и наслаждений основной целью человеческого существования.

Не будем отрицать важность экономико-политических факторов. Но прежде всего отметим правомерность и первостепенную важность постановки вопроса, допускающей тот факт, что сфера мировоззрения и сознания людей и общества оказывает на экологию не меньшее, а напротив, значительно большее влияние, чем экономика либо научно-техническое развитие.

Однако, несмотря на отдельные усилия в этом направлении, данная проблема едва ли получила серьёзное внимание в современном мире, в котором знания и представления людей до сих пор определялись остатками давно скомпрометировавших себя и втиснутых в прокрустово ложе представлений, подобных вульгарным материалистическим догмам и нелепым противоречивым представлениям науки прошлого века, уходившей корнями в эволюционизм, относительность и единые теории.

Технологическое развитие достигло в XX веке высочайших вершин, воплотившись в Советской космической программе, начатой запуском первого искусственного спутника Земли и первого человека в космос. К сожалению, теоретическая академическая наука в СССР, в отличие от техники и технологий, не получила развития на достаточно высоком уровне, и как следствие оказалась не в состоянии определить цели и задачи космических исследований, с одной стороны, следуя в форватере западных теоретических и идеологических разработок, и с другой – будучи интеллектуально скованной лжепророчествами диалектического материализма, сводя цели космической программы к удовлетворению потребностей человека и рассматривая Космос как некий источник потребления, не более. «Поставим Космос на службу человечеству» – вот одно из типичных высказываний высших чиновников от академии наук и партийных начальников того времени. Картография, связь, разведка, оборона – вот во что вылилось в конечном счёте освоение Космоса.

Перейти на страницу: 1 2 3