Экологический кризис, два мира в философии и эко-совместимость знаний

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологический кризис, два мира в философии и эко-совместимость знаний


Между тем, недавние идеи, продолжая труды великих учёных России С. П. Королёва и К. Э. Циолковского, представляют принципиально новое решение вопроса, определяя в качестве целей космических исследований защиту окружающей среды, Солнечной системы и достижение высшей гармонии с Природой и Космосом.

Время вычертило ряд экологически несовместимых мировоззрений, материалистических в своей основе, общей чертой которых являются стремление к одностороннему упрощению, небрежение и отрицание духовного, высшего, священного. В их числе такие противоречивые формы непроверенных знаний как эволюционная теория, диалектический материализм и современная идеология единой теории поля, характерная стремлением свести мир к упрощённое «единой» математической модели.

Подлинное отношение к Природе не случайно прослеживается в официальных документах государств потребительской цивилизации: в этих документах, где Природа рассматривается лишь как среда (!) обитания, источник сырья (!), ресурсы, полезные ископаемые, растительные ресурсы, животные ресурсы, водные ресурсы, энергетические ресурсы, материальные (!) ресурсы, – сплошь и рядом встречаются фразы "поставить на службу (!) человеку", "найти новую практическую сферу применения", "использование", "потребление", "выгода", "обеспечение", "интерес", ., – словно речь идёт о чём-то неодушевлённом, а не о живых зверях, птицах, растениях, рыбах, не о живой Природе. Обращают на себя внимание также названия официальных государственных министерств, ведомств и иных органов управления: "министерство природных ресурсов", "водных ресурсов", "министерство добычи .", "министерство природной собственности", " .использования", " .природопользования", " .потребления", и проч., и проч. Эти примеры наглядно демонстрируют и основную причину варварского обращения с Природой – ложную систему представлений, знаний и ценностей; заблуждения и неведение.

С одной стороны, материалистические знания и ложное мировоззрение создают условия для более быстрой и эффективной переработки остатков выживающей Природы с целью удовлетворения потребностей современного потребительского общества, и с другой – эти неверные знания служат высоко эффективным идеологическим оружием, позволяющим ослабить экономических конкурентов и результативно эксплуатировать экономически отсталые страны. Таковы их экономические предпосылки, тогда как гносеологические коренятся, опять-таки, в неверных представлениях и неведении, создавая замкнутый порочный круг.

Таким образом в XX веке человечество впервые столкнулось с новым глобальным явлением, которое правильно было бы назвать резонансным гипер-усилением экологически несовместимых представлений. Явлением неожиданным и на первый взгляд незаметным, и потому до сих пор совершенно не изученным, но имеющим глобальные катастрофические последствия и не менее опасным, чем нестабильные и неуправляемые процессы в ядерных реакторах.

Неведение, невежество, незнание, пренебрежение абсолютными ценностями приводит сегодня к экологическим катастрофам. И здесь с неизбежностью встаёт вопрос первостепенной важности: способен ли вообще человек, подлинно верящий в высшие идеалы, в Бога и в добро, допускать разрушение Природы, не стремясь всеми силами предотвратить катастрофы? Ответ ясен. Ведь, например, все крупные экологические катастрофы, начиная от Челябинска и Чернобыля, были последствиями безответственных решений людей, которым с детства внушали догмы материализма и единых теорий. Кто же станет отрицать сегодня истину, восходящую к далёким временам Будды, что человек совершает решающие поступки в соответствии с его знаниями и мировоззрением?

С другой стороны, даже если считать основной причиной катастрофы в Чернобыле экономические факторы, то разве патологическое стремление к обогащению не обусловлено в первую очередь ложным мировоззрением – в данном случае отрицанием подлинных ценностей, и в том числе искажёнными представлениями об экономике и деньгах? Чернобыльский «эксперимент» проводился людьми в общем-то более или менее грамотными технически, лишёнными разве что сердечности и понимания окружающего мира и потому решившими разбогатеть на «рационализаторском изобретении», словно в казино поставив на карту жизни миллионов людей ради благосостояния себя и своих семей. Ведь источник стремления к обогащению – не естественный инстинкт, не условный рефлекс, но следствие той или иной системы ценностей человека, а в конечном счёте его отношения к жизни и самым различным ценностям (не только экономическим!), его миропонимания, мировоззрения. И причины глобального экологического кризиса и катастроф в действительности являются таким образом в первую очередь гносеологическими, мировоззренческими причинами.

Перейти на страницу: 1 2 3