Качество и системы менеджмента

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Добрая воля, инициатива предприятий и экологическая деятельность » Качество и системы менеджмента


“Однако!” - скажут возмущенные читатели, - “Только что просили о снисхождении и праве на жизнь термина “менеджмент”, а теперь и “системы менеджмента” описывать собираются!” Не иначе, потому хотя бы, что менеджмент базируется на системности подхода к постановке и решению задач. Но в порядке отвлекающего или облегчающего маневра обратимся сначала к качеству.

Из курса философии мы четко уяснили, что качество связано с количеством. Категории меры и нормы с годами как-то оторвались от качества, перейдя к разряду категорий из области медицины или питания.

Если верить классику, то в быту с качеством вообще все понятно. Первый, второй, третий сорт. Первый отражает существенную определенность объекта, скажем, осетрины, второй и третий .

И все же - с определениями изложение выглядит как-то устойчивее.

Что такое качество

Качество - это существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом.

Качество - существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого.

Качество - степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть.

Качество - совокупность характеристик объекта (продукта, услуги, процесса, организации в целом и т.п.), определяющих его способность удовлетворять установленные и ожидаемые (предполагаемые) потребности.

Интересно, что самые различные источники рассматривают в понятии “качество” прежде всего совокупность существенных свойств, а затем уже - степень соответствия того или иного объекта . Только чему? Норме? Стандарту? Ожиданиям? Потребностям?

Все эти предположения справедливы, более того, они взаимосвязаны. Нормы и стандарты возникают как отражение ожиданий и потребностей общества.

Потребности общества (во многих случаях меняющиеся со временем) в отношении свойств продукции, услуг включают такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность, безопасность, выполнение организацией, предлагающей продукцию и услуги, обязательств, обусловленных законами, кодексами, нормативно-техническими документами, инструкциями, правилами и т.п., экономические, этические, эстетические, природоохранные и многие другие требования.

В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, руководство которых успешно выявляет нужды потребителей и ожидания граждан в целом и строит бизнес так, чтобы их удовлетворять. Демократическое общество считает чрезвычайно значимыми права не только собственно потребителей продукции или услуг, но и права граждан, и, прежде всего, право на доступ к информации, право на безопасность и здоровую окружающую среду.

Один из классиков менеджмента Питер Друкер провозгласил: “Надо производить то, что будет продано, а не пытаться сбыть то, что удалось произвести”. Так и хочется добавить: “Будет продано и встречено достойно как потребителями, так и обществом в целом”.

Тому, как развивалась в мире концепция менеджмента качества, посвящено немало книг. Не дополняя их перечень, напомним друг другу, что Знак качества был весьма распространен в СССР. Рядом с этим понятием, как правило, упоминались Госконтроль и Госприемка. Многие корифеи оборонной промышленности, авиаконструкторы горячо убеждают нас в том, что система существует и работает. И все же преимущественно - по принципу финального контроля, то есть “невыпуска” за ворота предприятия продукции, не соответствующей установленным требованиям.

Перейти на страницу: 1 2 3