Основные направления информационно-аналитической и рекламной работы

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Туризм и национальные парки России » Основные направления информационно-аналитической и рекламной работы


Потенциальная и актуальная специализация на природно-ориентированном и прежде всего на экологическом и эколого-культурном, а также отчасти и на зеленом сельском туризме в значительной мере определяет специфику маркетинга тех туристских услуг, которые могут предлагать российские национальные парки. Поэтому ниже будут охарактеризованы только специальные аспекты и направления информационно-аналитической и рекламной работы парков. Что же касается общих задач и методов туристского маркетинга, то с ними можно ознакомиться по соответствующим учебникам и монографиям.

Наиболее важными для национальных парков являются следующие направления информационно-аналитической и рекламной работы:

· выявление и описание своего туристского потенциала и доступных туристских ресурсов;

· сбор и систематизация специальной, прежде всего экологической информации, необходимой как клиентам, так и управленческим службам парка;

· определение целевых групп клиентов, для которых ресурсы и возможности парка могут представлять наибольший интерес;

· определение возможного набора и содержания специальных туристских услуг парка и собственного туристского продукта (целостного пакета услуг);

· исследование возможностей для возникновения спектра дополнительных услуг;

· разработка схемы и методов мониторинга мнений клиентов;

· выявление и привлечение партнеров по развитию туризма как на территории парка, так и в регионе;

· разработка целостной стратегии и конкретных программ рекламной деятельности;

· создание системы рекламной продукции.

Вероятно, не для всех парков все обозначенные выше направления работы одинаково актуальны, поскольку ряд парков (например, Водлозерский) уже достаточно продвинулись в развитии туризма. Коме того, некоторые из названных задач, строго говоря, не относятся к сфере собственно маркетинговой или рекламной деятельности, а представляют собой элементы туроператорской или научно-исследовательской работы и входят в компетенцию других служб парка. Но поскольку материальные и кадровые ресурсы большинства национальных парков страны достаточно ограниченны, специалистам парков, ответственным за развитие туризма, приходится быть достаточно универсальными, а не узкоспециализированными работниками.

Поэтому, для того чтобы работники парков могли видеть свои задачи в общем контексте маркетинговой деятельности, ниже приводится обобщенный перечень стандартных задач туристского маркетинга.

Основная целевая функция туристского маркетинга - управление сбытом отдельных туристских услуг или их целостных ансамблей (туров, турпакетов) через изучение, формирование и расширение рынка.

Эта сложная и многоаспектная целевая функция реализуется посредством решения системы взаимосвязанных задач, главными из которых можно считать следующие (Ильина, 1998):

1. определение собственного (или распространяемого) продукта;

2. сегментация рынка;

3. выявление и оценка конкурентов;

4. управление качеством продукта;

5. продвижение и сбыт продукта, в том числе

· информационное обеспечение (реклама),

· адресное предложение продукта,

· организация продаж, а также их стимулирование (скидки, аукционы и т.п.);

6. создание системы паблик рилейшнз;

7. участие в специальных мероприятиях (торговых выставках, конференциях и т.п.);

8. прогноз и планирование.

Стратегии маркетинга могут быть специализированными, направленными преимущественно на улучшение качества продукта, на максимизацию продаж, на сегментацию рынка и занятие на нем определенной ниши. Однако современные концепции маркетинга ориентированы не столько на “рынок производителей”, сколько на изучение и формирование “рынка покупателей” и адаптацию к их интересам, то есть на системные, комплексные стратегии.

Применительно к национальным паркам в туристском маркетинге можно выделить некоторые специфические аспекты.

Во-первых, в отличие от турагентов и туроператоров, парки всегда обладают не только оригинальными типами туристского продукта, но и “собственными” туристскими ресурсами, полноценно освоить которые без их ведома и участия не может никто. Это важное обстоятельство, но злоупотреблять им по поговорке “собака на сене” не следует. Иначе ресурсы парка могут быть в значительной мере разграблены и об устойчивом развитии туризма, а тем более экологически устойчивом развитии придется забыть.

Во-вторых, сегментация туристского рынка, обеспечивающая национальным паркам определенный контингент клиентов, отчасти уже осуществлена, и организаторам туризма, стремящимся привлечь в парки подходящих посетителей, казалось бы, нужно лишь достаточно умело “вставить” свой продукт в уже более или менее известные “рамки”. Но это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд, в том числе и потому, что данный сегмент рынка отнюдь не пустует и конкуренция здесь уже ощутима.

Перейти на страницу: 1 2