Проблемы экологии сельскохозяйственного производства

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Проблемы экологии сельскохозяйственного производства


Если рассмотреть крайние состояния неудовлетворенных потребностей, то можно увидеть, что в пустыне в поисках воды у человека все остальные потребности отойдут на задний план. И другой случай – ученый, занятый творческим поиском, забывает о еде, о сне и т.д. Отсюда вывод: если человек (социум) осознает важность для себя тех или иных потребностей, то произойдет переоценка ценностей

в жизни. Изменится человек, изменится мир. Тогда возникают следующие вопросы: Как окружающая среда формирует сознание личности? Какие идеи правят миром? Кто творец идей? Отвечая на последний вопрос, можно назвать три источника идей:

- наука ( рациональный метод);

- религия ( иррациональный метод);

- культура ( в узком смысле слова).

В ходе эволюции человек приобрел уникальное свойство – способность создавать культуру

как новый вид адаптации с негенетическим способом наследования, представляющий собой способность пластично перестраивать структуру и поведение применительно к меняющимся условиям среды. Эволюционная устойчивость популяций повышалась за счет общепопуляционного свойства – способности передавать потомкам навыки создания культуры.

Все этические учения до 20 столетия исходили из предпосылок, что при всей активности человека природа, её системы остаются неизменными. Европейская этика была антропоцентрична. Этический императив замыкался на настоящем, не распространялся на будущее.

Христианство освободило человека от религиозно обусловленной боязни природы и дало ему основание думать, что природа отдана в его распоряжение богом. Природные вещи должны были подчиняться человеку, а человек богу. Ход эволюции западной церкви – подчинить тленное нетленному и поставить тленное на службу нетленному. «Обладание» и «господство» - были ведущими типами отношения человека к природе в период формирования капиталистических отношений.

Восточная церковь пошла по другому пути. Идея обожения составляла зерно религии Востока. Обожение – путь встречи с богом. Бог – есть бытие. Сила бытия, исходящая от Бога, дает бытие миру сущему. Обожить – преобразить на божественных началах тленное в нетленное, поднять тленное до нетленного.

В России во второй половине 19 века возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом.

«Космисты» считали, что противостоять наступающему технократическому средневековью, угрожающему здоровью планеты, можно лишь путем духовно-нравственного возрождения человека, который осознает себя частью Вселенной. Это течение, которое в философии было представлено целым рядом блестящих умов, таких как И. Киреевский, В. Соловьев, Н. Федоров, П. Флоренский, Н. Лосский, а в литературе – Л. Толстым, Ф. Достоевским и многими другими не было школой в ее научном понимании. Это было именно умонастроение широких кругов русской демократической интеллигенции. Вот ее основные черты: Человек – составная часть природы; Человека и природу не следует противопоставлять друг другу, а рассматривать их надо в единстве; Человек и все, что его окружает, - это частицы единого, Вселенной. Поэтому не случайно, что к течению русского космизма были близки многие естествоиспытатели и ученые ( К. Циолковский, Д. Менделеев, И. Сеченов и др.)

При всей пестроте этого течения мысли именно в его рамках зародилось понимание неизбежности противоречий между Разумом и Природой, Человеком и окружающей средой. И вместе с ним пришло понимание ответственности Разума за отыскание путей его разрешения и того, что эти противоречия могут однажды привести человечество к катастрофе. Возникли идеи совершенствования нравственного начала

, создания некоего нового мирового правопорядка.

Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека и их взаимообусловленности, мир неживой материи и живого вещества и мир Человека и общества, им созданного, в 19 веке ещё не были взаимосвязанными в сознании ученых. Научные дисциплины в этих трех сферах жили ещё долгое время самостоятельной жизнью. Чтобы воспроизвести единую цельную картину мира, необходимо было связующее звено. Им оказалось учение о ноосфере,

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7