Место общественности в экологическом мониторинге

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Место общественности в экологическом мониторинге


Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции, как:

  1. Создание альтернативного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
  2. Наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно.
  3. Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены (по разным причинам).
  4. Развитие экологического образования и просвещения.

Особого упоминания заслуживает новая, но, с нашей точки зрения, перспективная задача общественного мониторинга. Речь идет о постпроектном анализе — оценке реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с воздействиями, предсказанными на этапе разработки проекта.

Альтернативный информационный канал

Несмотря на улучшение ситуации в области доступности экологической информации, многие общественные организации ставят вопрос о сложностях получения необходимых сведений. На смену понятиям государственной секретности, как правило, приходят мотивы коммерческого характера. Государственные органы часто не предоставляют необходимые материалы, ссылаясь на высокую стоимость информации. Подобные проблемы возникают как между государственными органами и общественностью, так и между государственными службами, относящимися к различным ведомствам. В качестве весьма эффективной меры против подобных злоупотреблений можно рекомендовать создание альтернативных каналов получения и распространения информации, одним из которых является общественный экологический мониторинг. Опыт показывает, что как только в регионе появляется альтернативный информационный канал, степень закрытости информации, ее "коммерческая стоимость" немедленно снижаются. Создавая такой канал, неправительственным организациям не следует концентрировать усилия на сборе большого количества собственных данных. Как правило, анализ имеющихся сведений может принести гораздо больше пользы. Сбор собственных данных необходимо осуществлять только при отсутствии доступной информации, выявляя ключевые проблемы и "болевые точки".

Чрезвычайные ситуации

Одним из перспективных направлений развития общественного мониторинга является использование его для оперативного получения необходимых сведений в случае аварийных ситуаций. Анализ системы государственного мониторинга показывает, что аппаратурные возможности соответствующих служб далеко не всегда соответствуют сложности задач, которые они призваны решать. Это приводит к необходимости отправки проб на анализ в другие регионы, что резко снижает оперативность не только мониторинга, но и контроля, особенно необходимого при аварии. Кроме того, нередко природоохранительные органы различных областей не имеют тесного контакта между собой, и получение адекватной картины загрязнения затруднено административными барьерами. Поэтому возможности оперативного реагирования (если таковыми располагает общественная организация) позволяют более эффективно управлять ситуацией и способствуют укреплению сотрудничества с государственными органами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7