Место общественности в экологическом мониторинге

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Место общественности в экологическом мониторинге


Объекты местного масштаба

Пример с малыми реками демонстрирует еще одно важное свойство общественного мониторинга — возможность реагировать на конкретные потребности местного населения.

Характерной чертой государственного экологического мониторинга, вытекающей из его иерархической структуры, является своего рода "автономность", отсутствие ориентации на непосредственные нужды жителей региона. Так, мониторинг качества природных вод, осуществляемый Росгидрометом, в основном ограничивается наблюдениями в фиксированных створах. При этом реальный интерес для жителей региона представляет качество воды в ближайшем водоеме. Даже при расположении створа на участке, интересующем местное население, сотрудники первичного пункта наблюдений не могут предоставить жителям интерпретированную информацию о состоянии водного объекта. Функции первичного пункта наблюдений сводятся к определению установленного набора параметров и его регистрации в заданном формате; при передаче этих данных в региональный пункт может потеряться информация, принципиально важная для интерпретации данных, но не укладывающаяся в жесткую форму отчетности1.

Санэпиднадзор и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, организуют наблюдения за качеством питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Эти организации, как правило, не располагают сведениями о качестве воды в конкретных жилых зданиях. Весьма ограничены данные, характеризующие состав воды в системе нецентрализованного водоснабжения. Граждан же вполне закономерно интересует информация о том, какая вода поступает в их дома. Отметим, что при сегодняшнем состоянии разводящих сетей многие параметры, характеризующие состав питьевой воды у потребителя, определяются вторичным загрязнением в этих сетях (вызванным негерметичностью, коррозией водопроводов и т.п.) Подобные ситуации предоставляют широкое поле для организации результативного общественного мониторинга.

Общественные организации ставят проблему

Суперэкотоксиканты

Сравнительно недавно в массиве загрязняющих веществ стали выделять понятие суперэкотоксиканты

— вещества, которые в малых дозах способны оказывать выраженное индуцирующее (усиливающее) или ингибирующее (угнетающее) действие на ферменты. В их число входят диоксины и дибензофураны, полихлорированные и полибромированные бифенилы, бензантрацены, нитрозамины, нафтиламины и другие органические вещества. Кроме того, к разряду суперэкотоксикантов часто относят радионуклиды, некоторые тяжелые металлы (ртуть, кадмий) и металлоиды (мышьяк, селен), хлор- и фосфорорганические пестициды, являющиеся потенциальными мутагенами и канцерогенами (веществами, вызывающими соответственно мутации и онкологические заболевания) [29].

Суперэкотоксиканты характеризуются чрезвычайной стойкостью в окружающей среде и практическим отсутствием предела токсичности (сверхкумуляцией). В тех или иных концентрациях они присутствуют во всех средах, циркулируют в них и через компоненты окружающей среды проявляют свое действие на человека, вызывая мутагенный, канцерогенный эффекты, подавляя клеточный иммунитет, поражая внутренние органы и приводя к истощению организма [29].

 

Проблема диоксинового загрязнения в регионе А. была впервые обозначена Хельсинской комиссией, проводившей плановые обследования предприятий целлюлозно-бумажной промышленности в рамках межгосударственного соглашения по Балтийскому морю. Регион А. был выбран в качестве фонового. Исследования, выполненные Баварским институтом чистой воды, показали, что содержание диоксинов не только в сбросах ЦБК, но и в объектах окружающей среды, расположенных на территории регионального центра, намного превышает фоновые значения и представляет опасность для здоровья. Государственные органы приняли к сведению этот факт. Однако никаких мер не последовало. Только благодаря широким исследованиям, проведенным одной из общественных организаций, эта проблема была остро поставлена не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8